Тяговым элементом конвейера является одна или две цепи, грузонесущим —
жесткий металлический или, реже, деревянный, пластмассовый, резинотканевый
настил (полотно), состоящий из отдельных пластин (поэтому конвейер называется
пластинчатым), движущийся по направляющим путям. Действие динамических нагрузок
на тяговые цепи ограничивает скорость их движения обычно до 1,25 м/с, однако при
использовании цепи пластинчатый конвейер может иметь
увеличенную длину при больших линейных нагрузках как с одним, так и с
несколькими приводами; крутые перегибы по сравнительно небольшим радиусам с
повышенным углом наклона.
Цепи - тяговый элемент в конвейерах общего назначения, в основном
используют пластинчатые цепи по ГОСТ 588-81. Типы цепей:
- ПВ — пластинчатые втулочные;
- ПВР — пластинчатые втулочно-роликовые;
- ПВК — пластинчатые втулочно-катковые с гладкими катками;
- ПВКГ — пластинчатые втулочно-катковые с гребнями на катках;
- ПВКП — пластинчатые втулочно-катковые с подшипниками качения у катков.
Большинство конвейеров имеет две тяговые цепи и только легкие конвейеры
шириной до 400 мм имеют одну цепь. Шаг пластинчатых цепей принимается в пределах
80—800 мм. Для тихоходных конвейеров применяют и более простые — безвтулочные
цепи; для быстроходных — круглозвенные цепи.
Наибольшее распространение получили конвейеры с двумя пластинчатыми катковыми
цепями. Наиболее нагружёнными элементами тяговой цепи являются катки. Они
воспринимают силы тяжести ходовой части и транспортируемого груза и передают их
на направляющие пути. Катки непрерывно вращаются при качении по направляющим, а
при захвате зубьями приводной звёздочки передают полное усилие натяжения цепи,
которое может быть весьма большим, что ограничивает возможность применения для
катков более надёжных и технологичных в эксплуатации подшипников качения, так
как их необходимо рассчитывать на полное тяговое усилие. Поэтому катки обычно
снабжают подшипниками скольжения (стальными термически обработанными, чу-гунными
втулками и втулками из спечённых материалов).
Настил является грузонесущим элементом пластинчатых конвейеров. В
зависимости от характеристик транспортируемого груза в конвейерах общего
назначения по ГОСТ 22281-76 применяют шесть типов настила:
- плоские разомкнутые настилы (тип ПР) используют в конвейерах для штучных
грузов;
- плоские сомкнутые (тип ПС);
- безбортовые волнистые (тип В) — для штучных й насыпных кусковых грузов при
установке неподвижных бортов.
Настилы изготавливают из стальных пластин, пластмассовых или деревянных
планок.
Бортовые волнистые настилыв (тип БВ) применяются для транспортирования как
штучных, так и насыпных грузов любой крупности. Бортовой волнистый настил
образуется из пластин, перекрывающих друг друга по дну и по бокам. Такой
настил имеет повышенную прочность и жёсткость, устраняет просыпание груза в
стороны. Увеличиваются также сцепление груза с настилом и допустимый угол
наклона конвейера.
Швеллерные настилы применяют для транспортирования крупных горячих отливок и
штамповок. Такая форма пластин повышает жесткость и прочность настила и
облегчает его очистку.
Привод пластинчатого конвейера — угловой или
прямолинейный (гусеничный), чаще всего расположен в головной части.
Передаточным механизмом привода является один редуктор или редуктор с
дополнительной зубчатой или цепной передачей. В конвейерах с наклонной или
комбинированной трассой, у которых возможно самопроизвольное движение ходовой
части при случайном отключении электродвигателя или нарушении кинематической
связи в передаточном механизме, устанавливают стопорное устройство храпового или
роликового типа или электромагнитный тормоз. Число приводов зависит от
мощности и длины конвейера.
Натяжное устройство конвейеров устанавливается на концевых
звездочках. В лёгких конвейерах применяют винтовые натяжные устройства, а в
тяжело нагруженных большой длины — пружинно-винтовые. Натяжные звёздочки
устанавливают на подшипниках качения на невращающейся (в сочетании с
пружинно-винтовым натяжным устройством) или на вращающейся оси. В последнем
случае одну из звёздочек закрепляют на оси шпонкой, а вторую устанавливают
свободно. Это обеспечивает одновременное зацепление обеих натяжных звёздочек с
цепями независимо от некоторой разницы в длине цепей.
Опорную конструкцию (раму, станину) конвейера собирают из
унифицированных секций длиной 4...6 м. Направляющие пути для катков изготовляют
из уголковых профилей, а для тяжёлых конвейеров — из швеллеров или узкоколейных
рельсов. На вогнутых криволинейных участках (переход с нижнего горизонтального
участка на наклонный) над направляющими путями устанавливают контршины,
препятствующие подъёму пластинчатого полотна. Контршины размещают также на
прямолинейных участках крутонаклонных конвейеров в качестве предохранительных
устройств, препятствующих складыванию цепей при обрыве. Для привода и натяжного
устройства конвейера их выполняют в виде отдельных металлических конструкций,
сваренных из прокатных профилей.