Конвейерная лента является основным, наиболее дорогим и, вместе с тем, наименее долговечным элементом ленточного конвейера. Ее стоимость составляет около половины общей стоимости конвейерной установки, но ее применение делает производственный процесс экономичным и фактически бесперебойным. Амортизационные отчисления на ленту являются одним из основных факторов, определяющих область применения и экономическую эффективность конвейерного транспорта.
Конвейерная лента является одновременно грузонесущим и тяговым органом ленточного конвейера.
Прочный материал конвейерной ленты помогает транспортировать самые разнообразные сыпучие, кусковые и штучные грузы на большие расстояния.
Конвейерные ленты должны обладать высокой прочностью для обеспечения передачи тягового усилия, поперечной гибкостью, способствующей образованию желоба, ограниченным удлинением для обеспечения минимального хода натяжных устройств конвейера, износостойкостью обкладки, стойкостью к ударным нагрузкам, порезам и порывам, расслоению, гниению, плесени, воздействию микроорганизмов и насекомых, окружающей среды. Ленты должны иметь минимальную толщину для уменьшения возможности расслоения при огибании барабанов, сохранять прочностные и геометрические характеристики в процессе эксплуатации.
Основные требования, предъявляемым к конвейерным лентам:
- высокая прочность в направлении действия тягового усилия;
- высокая продольная жесткость при растяжении для обеспечения малого упругого удлинения при рабочих нагрузках и, следовательно, небольшого хода натяжного устройства;
- эластичность ленты в продольном и поперечном направлении;
- малое остаточное удлинение в процессе эксплуатации;
- высокая усталостная прочность;
- сопротивляемость ударным нагрузкам в зоне загрузки конвейера и при прохождении роликоопор;
- устойчивость обкладок ленты против абразивного износа;
- малые гистерезисные потери при деформировании ленты на трассе конвейера;
- сохранение геометрических и прочностных свойств в процессе длительной эксплуатации.
В некоторых случаях к ленте предъявляются особые требования, например, морозостойкость, теплостойкость, огнестойкость, стойкость к агрессивным средам и др.
Важнейшими расчетными параметрами ленты являются ширина, прочность при разрыве, относительное удлинение и толщина обкладок. Ширина ленты определяется кусковатостью материала, который может транспортироваться данной лентой, а совместно с принятой скоростью — производительностью конвейера. Прочность на разрыв (максимальное усилие, которое можно длительно допустить в данной ленте) определяет максимальную возможную длину конвейера, установленную мощность, конструкцию привода, а с учетом относительного удлинения ленты — конструкцию натяжного устройства. Прочность ленты на разрыв определяется типом основы и числом прокладок или тросов в ней. Совершенствование конвейерных лент идет в направлении повышения их номинальной прочности при разрыве, износостойкости, огнестойкости и уменьшения относительного удлинения.
Конвейерная лента состоит из тягового каркаса, воспринимающего основную нагрузку, а также наружных резиновых обкладок и бортов, которые защищают каркас от механических повреждений, влаги, тепла, химических воздействий и других видов разрушения. Наибольшее распространение имеют конвейерные ленты, тяговый каркас которых состоит из пакета тканевых прокладок (резино тканевые ленты) или образован стальными тросами, расположенными в один ряд и окруженными слоем эластичной резины (резинотросовые ленты).
Материалы и конструктивные особенности лент зависят от типа транспортируемой продукции. Лента выполняет передвижение груза на всей собственной протяженности горизонтально, наклонно под легким наклоном или прямым углом. Конвейерные ленты применяются практически во всех сферах промышленности. Без них сложно представить химическое и пищевое производство.
Оптимальной считается конвейерная лента, имеющая минимальную стоимость и достаточную долговечность. Специальные типы лент должны обладать также негорючестью, сохранять работоспособность при низких температурах, иметь низкое набухание в различных средах, обеспечивать, возможно, более длительное сопротивление тепловым нагрузкам, позволять транспортирование неупакованных пищевых продуктов. Эксплуатационные требования, предъявляемые к конвейерным лентам, обусловливают применение соответствующих резин и армирующих материалов в тяговом слое.