Разновидностью конвейера ленточного типа является ленточно-канатный конвейер, у которого лента выполняет функцию грузонесущего органа, а тяговым органом служат стальные канаты. Как и традиционные ленточные конвейеры, он состоит из тех же основных элементов и узлов, таких как лента, барабаны, роликоопоры, приводной механизм, металлоконструкции става и т. д. Однако принцип работы обоих видов конвейеров существенно отличается друг от друга. Главное отличие заключается в том, что в конструкцию канатно-ленточного конвейера (см. рис. 1) кроме перечисленных основных узлов входят приводные канаты, посредством которых реализуется принцип разделения несущей и тяговой функций в конвейере между лентой и приводными канатами соответственно.
Два приводных каната, к которым приложено создаваемое приводным механизмом тяговое усилие, движутся вдоль всей длины конвейера по поддерживающим блокам 8, каждая из которых имеет форму шкива. Лента 2 имеет с каждой стороны своей поверхности по два M‑образных профиля, с помощью которых прочно удерживается на приводных канатах и выполняет только несущую функцию.
Канатно-ленточный конвейер предназначен для транспортирования насыпных грузов на большие расстояния:
- для магистрального внешнего транспорта, по горизонтальным выработкам и наклонным стволам шахт;
- на рудниках и угольных карьерах, на строительстве гидроэлектростанций и т. п.
Особенностью конструкции ленточно-канатных конвейеров является распределение тяговых и несущих функций между канатом и лентой. По количеству тяговых канатов различают одноканатные, двух-канатные и многоканатные конвейеры. Наиболее распространенной конструкцией является канатно-ленточный конвейер со свободнолежащей лентой на двух тяговых канатах.
Использование канатов в качестве тягового органа дает канатно-ленточным конвейерам следующие неоспоримые преимущества перед традиционными ленточными конвейерами:
- высокая разрывная прочность приводных канатов позволяет выполнять одноставные конвейеры длиной до нескольких десятков километров, исключающие точки перегрузки по всей длине транспортирования;
- благодаря приводным канатам лента совершает плавное движение, которое практически полностью исключает любые просыпи транспортируемого груза.
К недостаткам следует отнести сложность и громоздкость конструкции приводных и натяжных устройств, интенсивный износ канатов, ограниченную скорость и малый допустимый угол наклона конвейера.
Канатно-ленточный конвейер имеет производительность на 10 % выше, а мощность привода на 15 % меньше, чем у обычных ленточных конвейеров при одинаковой ширине и скорости ленты.
Составные элементы ленточно-канатных конвейеров:
- специальная лента шириной 750—1600 мм с несколькими тканевыми прокладками, между которыми для придания поперечной жесткости с определенным шагом по оси ленты расположены стальные полосы толщиной 4—8 мм и шириной 10—16 мм (по краям лента имеет трапециевидные продольные выступы для тяговых канатов);
- тяговые канаты диаметром 25—50 мм с односторонней свивкой; опорные конструкции, которые представляют собой ряд стоек с установленными на них опорнонаправляющими роликами и шкивами диаметром 200—350 мм и шагом 5—8 м;
- привод конвейера, который должен обеспечивать синхронизацию движения тяговых канатов, что достигается использованием дифференциалов или электрических методов синхронизации;
- натяжные устройства, раздельные для ленты и канатов, грузового или лебедочного типа с автоматическим регулированием натяжения.
По количеству тяговых канатов различают одноканатные, двухканатные и многоканатные конвейеры. Наиболее распространённой конструкцией является ленточно-канатный конвейер со свободнолежащей лентой на двух тяговых канатах.