Подвесной грузонесущий конвейер состоит из следующих основных элементов:
- тяговый элемент (цепи, каната),
- каретки,
- подвески.
Подвесной грузонесущий конвейер состоит из следующих основных элементов:
Тяговый элемент - для конвейеров, расположенных в одной горизонтальной плоскости, может быть любая цепь или канат. Для конвейеров с пространственной трассой применяются специальные цепи, которые имеют возможность поворачиваться не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, а также иногда — стальной или капроновый канат.
Различают цепи разборные, круглозвенные, двухшарнирные различных конструкций, комбинированные. Разборные цепи состоят из шарнирных секций и по способу изго-товления звеньев бывают горячештампованные (кованые) и холодноштампованные.
Круглозвенные цепи калиброванные и некалиброванные из круглой стали диаметром 6 — 18 мм служат тяговыми элементами подвесных грузонесущих конвейеров легкого типа. Преимущества круглозвенной цепи: дешевизна, сравнительная простота изготовления и возможность получения малых радиусов вертикальных перегибов путей конвейера из-за свободной шарнирности цепи во всех направлениях.
Двухшарнирные цепи имеют конструкции, которые обеспечивают повороты по малым радиусам как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Уменьшить радиусы перегибов можно:
Канат по сравнению с цепью имеет следующие преимущества:
Каретка предназначается для крепления подвески с грузом и перемещения ее по подвесным путям, а также для поддержания тягового элемента от чрезмерного его провисания на участке между подвесками. Каретка — один из наиболее важных элементов оборудования подвесного конвейера. От качества ее конструкции зависят надежность работы всего грузонесущего конвейера и его стоимость.
Каретка должна легко передвигаться, т. е. иметь малый коэффициент сопротивления движению и надежное сцепление с ходовым путем; быть прочной и износостойкой в сочетании с малой собственной массой; надежно работать в тяжелых условиях эксплуатации; иметь простую и экономически целесообразную конструкцию.
Каретки (рис. 1.) состоят из двух катков 2 с консольными осями и подшипниками, кронштейнов 3 (к которым крепятся оси) и прокладки 4. Кронштейны соединяются друг с другом болтами 1 после установки во внутреннее звено 5 разборной цепи. Выступы кронштейнов жёстко фиксируют положение звена цепи; болт 6 с распорной трубкой 7 служит для шарнирного крепления грузовой подвески.
Каретки бывают рабочие — грузовые (одинарные и траверсные) и вспомогательные — опорные (поддерживающие). Рабочие одинарные каретки (рис. 1, а) предназначены для непосредственного крепления подвески с грузом; к рабочим траверсным кареткам (рис. 1, б) (обычно двум или четырём) крепят траверсу, к которой подвешивают тяжёлый или громоздкий длинномерный груз. Вспомогательные каретки устанавливают между рабочими каретками для предупреждения провисания тяговой цепи. Цепь может иметь жёсткое или шарнирное крепление к каретке. Последнее необходимо для обеспечения проходимости ходовой части по вертикаль-ным перегибам путей с малым радиусом.
Трасса подвесного конвейера может иметь различные повороты в горизонтальной плоскости. Для изменения направления движения тягового элемента на горизонтальных поворотах служат поворотные устройства. В качестве поворотных устройств применяют звездочки, блоки, роликовые батареи и направляющие пути. Выбор того или иного поворотного устройства зависит от типа тягового элемента, его натяжения и радиуса поворота.
Направляющим или ходовым называют подвесной путь конвейера, по которому движутся каретки, поддерживающие цепь и подвески с грузами. Конфигурация направляющего пути конвейера определяется трассой конвейера. Направляющие пути подвесного конвейера бывают однорельсовые и двухрельсовые и изготовляются из стали марок Ст3 или 14Г2, последняя обеспечивает более высокий срок службы путей при больших нагрузках.
Привод служит для приведения в движение тягового элемента грузонесущего конвейера. По характеру изменения скорости приводы бывают с постоянной и переменной скоростью. Изменять скорость можно плавно — при помощи вариатора или раздвижного шкива клиноременной передачи с переменным диаметром, или ступенчато — при помощи набора сменных передач коробки скоростей или многоскоростного двигателя. Плавное изменение скорости возможно также при применении привода с гидромотором, с электродвигателем постоянного тока или с двойным статором.
По способу передачи тягового усилия различают приводы с передачей усилия зацеплением при помощи звездочки или кулака гусеничной цепи и фрикционные. Последние применяют для канатов и круглозвенных цепей и разделяют на одноблоч-ные, двухблочные (тандем-привод) и специальные с прижимным устройством.
Приводы, передающие тяговое усилие зацеплением, бывают угловые — со звездочкой или кулачковым блоком и гусеничные— со специальной приводной цепью с кулаками.
По конструкции составных элементов приводы бывают наборные из открытых передач, полуредукторные (например, по схеме электродвигатель — клиноременная передача — редуктор) и редукторные.
По количеству приводных двигателей приводы разделяют на однодвигательные и многодвигательные. По количеству приводных элементов приводы разделяют на одинарные — с одной приводной звездочкой или гусеничной цепью и объединенные — с одной общей трансмиссией на две или три приводные звездочки или гусеничные цепи.
Для создания первоначального натяжения тягового элемента, компенсации его вытяжки вследствие износа и температурных изменений длины служат натяжные устройства, устанавливаемые на повороте трассы конвейера на 180°.
На подвесных конвейерах применяют грузовые, пневматические, гидравлические, пружинно-винтовые и винтовые натяжные устройства.
Однако наибольшее распространение получили грузовые натяжные устройства вследствие автоматичности их действия и большой надёжности. Применение грузовых натяжных устройств обязательно на конвейерах, проходящих через сушильные, нагревательные или охладительные камеры, на конвейерах с фрикционным и объединённым приводами, на многоприводных конвейерах.
В подвесном конвейере грузонесущими элементами являются подвески, на которые укладывают или подвешивают транспортируемые грузы. Конструкция подвески зависит от характера, габарита и массы груза, назначения конвейера и способа его загрузки и разгрузки. Подвески выполняют в виде этажерек, лотков, крюков, рычажных захватов, коробов, цепных тяг, стропов и т. п.
Конструкция подвески зависит от характера, габарита и массы груза, назначения конвейера и способа его загрузки и разгрузки.
Правильному выбору конструкции подвески должно быть уделено особое внимание при проектировании конвейера, так как от этого зависят бесперебойность и надежность транспортирования грузов на конвейере. Подвеска должна быть прочной и простой, удобной для загрузки и разгрузки; надежной и безопасной для транспортирования грузов на горизонтальных и наклонных участках трассы конвейера; экономичной.
Для транспортировки легких грузов (массой до 5 кг) применяют скобы с крюками или проушинами, прикрепляемые непосредственно к звеньям цепи в промежутке между каретками, или же специальные валики цепи с кольцами или крюками для непосредственного подвешивания изделий. Легкие тонкие или узкие детали, например круглые бруски, полосы, листы и т. п. массой до 10 кг, «подвешивают на промежуточные планки — траверсы.
Значительное распространение имеют рычажные и стропные подвески различных типов. Для транспортирования литейных стержней и мелких деталей применяют многополочные подвески — этажерки.
Консольные подвески имеют полки (консоли), расположенные поперёк или вдоль
оси конвейера. Для наиболее равномерного распределения нагрузки на катки каретки
и более устойчивого движения подвески с поперечной консолью целесообразно
крепить к двум кареткам.